В современной литературе о сексе очень явственно проступает мысль о том, что если цивилизованный человек отбросит в сторону все ограничения и всякие нравственные нормы, и чуть ли не с детства предастся одной долгой беспорядочной оргии соития, пока этому не положат конец физическое истощение и старческий возраст, это позволит ему избежать нервных, умственных и прочих заболеваний, и каждый обретет свое счастье.
Воздержание невозможно, нежелательно, губительно,— заявляют сторонники контроля над рождаемостью. Психоаналитики, многие врачи, в том числе невропатологи, урологи приводят массу доводов, которые, по их мнению, доказывают, что воздержание очень вредно и особенно способствует нервным и умственным расстройствам. Половой инстинкт, говорят они, очень силен, и, подобно всем другим инстинктам, должен быть удовлетворен, иначе он обернется против нас ужасным наказанием. Импотенция, стерильность, нервные заболевания, безумие и прочие беды будто бы порождаются неудовлетворенным половым импульсом.
Современный культ Афродиты и Приама, проповедуемый такими высокими жрецами и жрицами науки, как Лонг, Роби, Стоупс и другими, видимо, исходит из мнения, что секс — это «чуть ли не все» в жизни, а брачная, в частности, жизнь должна быть долгим «римским праздником». Нельзя отрицать того, что инстинкт воспроизводства является настоятельным требованием, которое должно быть удовлетворено ради полного проявления жизни. Но расточительное и бесцельное потворство этому инстинкту совсем не обязательно. Некоторые мужчины и женщины говорят, что их непреодолимо влечет к сексу, что у них «мощная» сексуальность, а «потребности» их природы значительно выше потребностей менее «сильных» натур. Для таких людей воздержание якобы грозит большими страданиями.
Все эти доводы фальшивы. Власть полового инстинкта сильно преувеличивают, а недостатки умеренности воображаемы. Стремления психологов вдохнуть новую ЖИЗНЬ в старый миф о необходимости секса, издавна поддерживаемый и угоду лишь мужчинам, но ныне отстаиваемый для обоих полов, - напрасные попытки. Никакой такой необходимости не существует. Экстремальное, даже неконтролируемое желание почти всегда вызывается определёнными ненормальными условиями. Этим часто характеризуется первая стадия туберкулеза легких. Показательно, что проказа, некоторые стойкие кожные заболевания и ряд форм медленною отравления организма сопровождаются частыми безудержными желаниями. Считается, что отравление пораженной микробами ржаной мукой усиливает делание. Исключительно сильная потребность в сексе наблюдается у развратников, сатиров, нимфоманок, идиотов, дебилов и прочих подобных людей. Иногда это происходит и с больными туберкулезом, которым, однако, удовлетворение желания наносит большой вред. «Сильной» сексуальностью обладают невротики и некоторые категории людей с психическими отклонениями.
Ошибочно думать, что непреодолимое желание есть признак отличного здоровья. Мужчины с прекрасными физическими данными, в наилучшей спортивной форме меньше всего испытывают острые приступы желания. В древности обычным явлением было воздержание атлетов, и в наши дни спортсмены более других умеренны в этом отношении. Сильный, мужественный мужчина, который не делает культа из секса, не является рабом полового инстинкта. Наоборот, он — хозяин этого инстинкта. Именно слабый человек, позволяющий нечистым мыслям держать себя в состоянии постоянного возбуждения, становится рабом сексуального желания. В наше время утверждают, что семя — это раздражающий элемент в организме мужчины, и в случае его неудаления он вызывает перевозбуждение и, в конечном итоге, нервные и прочие расстройства. Это — чисто «мужская» программа, которая представляет коитус как акт выделения, а женщину превращает в живой резервуар для мужчины. Подобная точка зрения на мужские потребности абсолютно неизбежно ведет к деградации женщины до уровня простой машины для удовлетворения мужчины, когда ему заблагорассудится.
Рассмотрим теперь, что же такое воздержание. Отделяя акт соития от остальных половых функций и рассматривая его изолированно, мы тем самым понимаем половое воздержание как воздержание от коитуса. Но коитус — лишь одно звено в цепочке, которому предшествует целый ряд предварительных действий, получающих в половом акте естественную кульминацию. Половой акт ведет к зачатию и беременности, за чем следует рождение ребенка и его вскармливание. Женщина играет в этом самую большую и важную роль.
Шарлотта П. Гилман удачно подметила: «Удивительный абсурд в этой экзальтации соединения, при котором лишь зажигается огонь, но до минимума принижается «печь» и «обед». Большие и маленькие книги, лекции и бесконечные дискуссии о сексе ограничиваются, в основном, кратковременным, примитивным и предварительным актом огромного процесса».
Даже не упоминается о том, что женщины должны беременеть и вскармливать ребенка, а мужчины становиться отцами и воспитывать детей. «Необходимость» секса, о которой мы вес время слышим, оказывается необходимостью в нескольких минутах физиологической фрикции, т. е. коитуса. Автор считает, что признание должен получить весь половой процесс, а не только начальная его часть.
Школа Фрейда выделяет из всей человеческой природы лишь один жизненный ингредиент — секс, и придает этому фрагменту преувеличенное значение, по справедливости принадлежащее целому. Путем подобной фальсификации сути человека было навязано ошибочное представление, будто удовлетворение сексуального желания автоматически гарантирует гармонию в жизни, сохраняет здоровье, нормальную психику и эмоциональную стабильность. Д-р Уэксберг пишет: «Психоаналитики настолько ослеплены своей верой в сексуальную основу всех умственных расстройств, что неспособны видеть ничего другого». Из-за преобладания такого мнения невротиков обоего пола — мужчин и женщин, одиноких и женатых — побуждают злоупотреблять сексуальными отношениями.
На нас обрушился поток пропаганды о недопустимости «подавления», что повсеместно заменило слово «контроль». Я склонен думать, что недостатки «подавления» сильно преувеличены. Нет такого мужчины, который не считал бы зачастую необходимым подавлять свои сексуальные позывы, и каждый опытный мужчина очень хорошо знает, что за таким подавлением редко следуют симптомы, описанные нашими современными поклонниками секса. Совершеннейшая ложь, что тот, кто придерживается воздержания, не может быть здоровым. Неправда, что воздержание от секса всегда грозит стрессом всем, кто остается неженатым. Легко преувеличить физический стресс у тех, кто не в браке. Неверно, как это утверждают в отношении «первобытных» народов, будто дикарь относительно свободен от «помех» подавления секса. Я знаю многих женщин молодых и старых, которые ведут абсолютно целомудренную жизнь и не чувствуют себя от этого хуже. Некоторые из них достигли преклонного возраста и не страдали нервными расстройствами, которые, как часто утверждают, возникают в результате подавления секса. Я знаю многих молодых людей — активных, с ясным умом, высокими идеалами и хорошими манерами, которые ведут целомудренную жизнь и также не чувствуют себя от этого хуже.
Дж. Б. Шоу рассказывает, что он «избегал соблазна до 29 лет, когда одна предприимчивая вдова, ученица его матери, обратила внимание на мою странность». И продолжает: «Я жил воздержанной целомудренной жизнью и сбежал, когда в мою сторону был брошен носовой платок». В письме к Франку Харрису, говоря о своей половой жизни, Шоу писал: «Если у вас есть какие-либо сомнения относительно моего здоровья, выбросьте их из головы. Я не импотент, не гомосексуалист, и был крайне влюбчивым, хотя и не до распущенности». Шоу вел очень активную жизнь, увлекался плаванием, теннисом, ходьбой, ездой на мотоцикле, а и юности — боксом.
Уэксберг пишет, что первая мировая война показала, что миллионы здоровых людей в расцвете сексуальных сил находились в течение многих месяцев и лет на фронте, не имея возможностей для соития, и сексуальность не играла для них никакой роли, и сколько бы не длилось вынужденное половое воздержание, оно не раздражало солдат ни в первую неделю кампании, ни на шестом ее месяце.
Но Уэксберг добавляет, что при скуке окопной воины, сменившей войну маневренную, сексуальность обнаружила себя, проявляясь вначале в частых разговорах на эту тему. Стали наблюдаться отдельные случаи гомосексуализма и мастурбации. Как только военнослужащие отзывались с фронта на поправку или отдых в тыл, где можно было найти женщин, офицеры и солдаты набрасывались на них подобно стае голодных зверей, нисколько не думая об опасности заболевания венерическими болезнями. Во многих случаях солдаты обнаруживали, что их половая потенция ослабла, хотя обычно это было лишь временное явление. Но была и настоящая импотенция с недостаточной эрекцией и полной неспособностью к завершению полового акта. Но, вероятнее всего, это было следствием шока и напряженности пребывания во фронтовых условиях. Иначе чем объяснить, что это явление быстро проходило, когда солдат оказывался вне боевой обстановки? Уэксберг указывает, что многие военнослужащие пренебрегали возможностями, благоприятными для половых сношений. Некоторые опасались проституток даже тогда, когда угроза заболеть венерическими болезнями была минимальной; других ужасала разнузданная жестокость своих товарищей; третьи избегали половых сношений из-за своих убеждений; четвертые хотели сохранить верность женам и любимым. Уэксберг пишет: «Мотивы сексуального поведения каждого человека нужно искать в индивидуальной жизненной установке, а это выходит далеко за границы сексуальности. Другими словами, страх, чувствительность пли верность гораздо сильнее, чем сексуальность».
Многие «высокосексуальные» мужчины отказываются от возможности удовлетворения своего сексуального желания. По словам Уэксберга, «многие солдаты, до войны игнорировавшие женщин, во время войны были неразборчивы в своих половых отношениях, и наоборот, многие мужчины, воздерживавшиеся от половых контактов во время войны, не были сексуальными аскетами до призыва на военную службу». Уэксберг считает, что сексуальное поведение мужчин — следствие не различий в их сексуальной конституции, а других, несексуальных, мотивов поведения. Настоятельная потребность в удовлетворении полового желания любой ценой — заблуждение психоаналитиков.
В своих исследованиях д-р Л. Лоуенфельд показал, что при сопоставлении с мужчинами в возрасте от 24 до 36 лет — периода полной половой потенции и сексуальной способности, у мужчин до 24 лет любые достойные внимания расстройства как следствие воздержания сравнительно редки. Он нашел, что если у здоровых мужчин эти расстройства носили очень незначительный характер (сексуальная гиперастения, гипохондрические идеи, общая, возбудимость, слабые приступы головокружения), то у невротиков, наоборот, возникали меланхолия, ощущение беспокойства, навязчивые идеи, даже галлюцинации.
Меланхолия и истерия довольно широко распространены па Востоке, и восточные врачи часто приписывают эти явления сексуальным излишествам. Но подобные явления — следствия разных причин, и нельзя сказать, что они всегда являются результатом «подавления» или «экспрессии». Думается, однако, что «экспрессивный невроз» более распространен и более раздражающий, нежели «невроз подавления».
Д-р Блок пишет о недопустимости рекомендации половых сношений в качестве «терапевтической меры». Д-р Эр настаивает на том, что, наоборот, опасности, связанные с венерическими болезнями, перевешивают относительно редкий и незначительный вред, причиняемый воздержанием. Внебрачный половой акт таит в себе угрозу сифилиса, гонореи или появления незаконнорожденного ребенка, что ныне, к сожалению, расценивается наряду с серьезными заболеваниями. По сравнению с угрозой этих заболеваний любые «вредные» последствия от воздержания сводятся к нулю.
Считалось, что длительное половое воздержание причиняет вред здоровым женщинам зрелого возраста. Но Лоуенфельд нашел, что женщины переносят воздержание, даже абсолютное, значительно легче, чем мужчины.
Целомудрие на протяжении всей жизни не является целью природы, и не всякому идет на пользу. Однако современное требование секса — не реакция на целомудрие, а бесцельное расточительство.
Мужчины часто считают, что каждая эрекция должна завершаться коитусом, а подавление желания вредно. Но это определенно не верно. Желание и сопутствующая ей эрекция всегда исчезают, если отвлечься и переключить внимание на что-нибудь другое. И чем дольше это желание игнорировать, тем меньше оно будет беспокоить. В Талмуде говорится: «В организме мужчины есть маленький орган, который всегда голоден, если его пытаются удовлетворить, и всегда удовлетворен, если его держат в голоде». Воздержание всегда гораздо легче до того, как испробован запретный плод, нежели после этого.
Если в момент эякуляции мужчину встревожит крик о пожаре или появление постороннего, его желание мгновенно исчезнет и он будет неспособен выделить семя. За несколько секунд пропадают всякие следы эрекции, но мужчина нисколько не страдает от этого. Он может возмущаться, будучи лишенным удовольствия от оргазма, может гневаться по поводу постигшего разочарования, но никакого вреда это ему не принесет. Возможно, если подобное происходит часто, как, например, у тех, кто практикует коитус резерватус, ему был бы нанесен вред. Но вред, проистекающий от частого подавления подобного рода, не может быть использован в качестве аргумента в пользу сексуального злоупотребления. Такой подход привел бы к губительной вседозволенности!
Мужчины, воображающие, что у них есть сексуальные «потребности», должны иметь женщин — любых женщин для удовлетворения своих преувеличенных желаний. Если мужчина приходит просто к женщине, это не любовь, ибо эмоциональная подоплека для связи отсутствует, на одной стороне чувственность, на другой — алчность. Обнимая ее, он презирает ее и, возможно, самого себя. Обнимая его, она презирает себя и его. Оба огрубляются и деградируют.
Многие женщины, считающие, что у женщин нет сексуальной потребности, убеждены в то же время, что такая потребность есть у мужчин. Они говорят о праве контроля над своим телом, что; однако, не согласуется с их верой в мужскую потребность. Если верно утверждение, что половой акт необходим, а подавление вредно, и если жены настаивают на праве на контроль над своим телом, то они не должны жаловаться, когда их мужья находят удовлетворение где-то на стороне в интересах самозащиты.
Под влиянием феминистского движения и фрейдизма требование о праве на сексуальную потребность распространилось на оба пола. Потребность женщины в сексе ныне считается столь же обязательной, как и потребность мужчины, а ее страдания от подавления секса считаются даже более тяжелыми, чем страдания мужчины.
Сомнительно, что женщины, которые имеют сексуальные «потребности», будут менее разборчивыми, чем мужчины. С ростом свободы для женщин возник оправданный протест против несправедливого отношения мужчин, подвергающих остракизму женщин за поведение, терпимое у самих мужчин. Многие женщины спрашивают: «Почему женщины не должны делать того же, что уже давно делают мужчины?» Но как бы логично это ни звучало, женщины уходят от более важного вопроса: «Там, где существуют два стандарта поведения — высокий и низкий, что выбрать — низкий или же, в интересах всех, приложить общие усилия для поддержания высокого стандарта?» Природа сделала невозможным быть женщине столь же безответственно свободной, как мужчине. Поэтому женщины должны требовать от мужчин большей ответственности вместо того, чтобы добиваться легкой уступки на низкий стандарт для самих себя. Неразборчивость женщины, имеющей сексуальные «потребности», не лучше неразборчивости мужчины. Единый стандарт добрачного воздержания, равно связывающий оба пола и предшествующий сексуальной умеренности в браке, явится итогом новых идеалов, основанных на достоверном знании.
Д-р Эллис утверждает, что легкость в сексе, «которая стала рассматриваться как естественная,— аморальна и не отвечает половому удовлетворению наивысшего типа, ослабляет основы нравственности и не может претендовать на то, чтобы быть «естественной» в любом значении этого слова. Ибо в природе удовлетворение половой страсти является редким и затруднительным».
Постоянное возбуждение аппетита без его удовлетворения не является нормальным и здоровым. Тот, кто желает умеренности в своей половой жизни, должен избегать длительного возбуждения и не вступать в слишком тесные интимные отношения с другим полом или прибегать к другим средствам.
Постоянное раздражение половых органон снимает коитус. В определенной степени коитус — лечение. Начатый половой акт надо завершать. Но настоящее лечение что предотвращение. Не большее число половых актов, а меньшая половая активность вот лечение для таких состояний. Половой акт не сохраняет здоровье, наоборот, ею разрушают порочные привычки.
Существует истинная сексуальная потребность. Природа заложила в двуполых животных мощную движущую силу, чтобы заставить их размножаться. Эта потребность — видовая, а не индивидуальная, биологическая, а не физиологическая.
Сравнение сексуального позыва с голодом дает неправильное представление о месте секса в жизни. Пища — это физиологическая потребность для роста и сохранения организма, без пищи организм погибнет. Голод заставляет животное удовлетворить свои физиологические нужды. Половой инстинкт не имеет столь явного отношения к благополучию индивидуума. Он создан, скорее, в интересах всего вида. Это — биологическая потребность, без которой вид быстро вымрет. Воспроизводство является абсолютной необходимостью. Здесь и лежит истинное объяснение движущей силы — полового инстинкта. Понятно, что без такой силы двуполые животные не сумеют воспроизвести свой род. Но история естественного воспроизводства отнюдь не свидетельствует о том, что оно имеет какое-либо отношение к благополучию самого индивидуума.