Победить онанизм

Объявление

ФОРУМ ПЕРЕЕХАЛ НА НОВОЕ МЕСТО antio.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Победить онанизм » ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ЗАВИСИМОСТЕЙ » О зависимости


О зависимости

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://www.narkotik.co.il/index.php?act … mp;nid=259

Об аддикциях и аддиктивном поведении

Изучением зависимостей, или аддикций (от англ. addiction - зависимость), занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина. На рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образовалась новая - аддиктология, или наука о зависимостях.

Сегодня аддиктология занимается изучением таких зависимостей, как наркотическая (включая токсикоманию), алкогольная, табачная аддикция, компьютерные, игровые (включая и компьютерные игры - гэмблинг), трудовые зависимости, а также пищевые, любовные и сексуальные (что, как вы понимаете, не одно и то же), зависимости от людей, предметов и событий и многие другие.

Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти от реальной жизни путем изменения состояния своего сознания.
Уход от реальности – это уход человека от реальных жизненных проблем и ситуаций. Это уход в иллюзорный мир, где всё неприятное, тревожащее сменяется эйфорией от обманчивого ощущения, что могут сбыться самые глубинные скрытые желания человека. В этом мире существуют только «Я» человека и его желания.

В зависимости от того, посредством чего осуществляется уход от реальности, выделяется фармакологическая, или химическая, субстанциональная и пищевая зависимость.
Фармакологическая (химическая) подразумевает под собой такие зависимости, как наркотизм (наркомания), алкоголизм, табакокурение, токсикомания.
Субстанциональная включает в себя компьютерные, игорные зависимости, эмоциональные созависимости (секс- и любовные зависимости), трудо- или работоголизм и многие другие.
Пищевые зависимости говорят сами за себя.

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:
1. Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и т.д.)
2. Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.)
3. Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Стивен Бэтчелор в своей книге "Буддизм без убеждений" пишет, что ум, в котором преобладает отрицание страдания, становится очень подвержен пристрастиям.
Самый общий класс переживаний, которые активно игнорируются, - это те переживания, в которые входят ощущение боли, чувство страха, ярости, безысходности, беспомощности.

Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку. Проблема аддикции (патологической зависимости) начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Этому процессу могут способствовать биологические (например, индивидуальный способ реагирования на алкоголь как на вещество, резко изменяющее психическое состояние), психологические (личностные особенности, психотравмы), социальные (семейные и внесемейные взаимодействия) факторы. Важно отметить, что аддиктивная реализация включает в себя не только аддиктивное действие, но и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения.

Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Подсев на "эмоциональный крючок", человек теряет собственную волю к самостоятельному действию, становится легко управляемым. Эмоции являются составной частью зависимости. Человек фактически зависит не от препарата или объекта, а от эмоций. И, как ни парадоксально, в первую очередь важна не модальность эмоции (положительная или отрицательная), а ее интенсивность. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость.

С системной точки зрения, зависимость - это жестко фиксированная привычка (шаблон) использовать кратковременные решения (например, курение или выпивка) для облегчения поверхностной проблемы (например, напряжения, скуки, тревоги). В то время как долгосрочная - более глубокая проблема, например бедность, безысходность, низкая самооценка, страх, повреждение внутренних органов (легких, печени) и ухудшение отношений с другими - сохраняется, т.к. остаётся без внимания, активно игнорируется человеком. При таком действии, в ближайшей перспективе, человек чувствует себя немного лучше. В долгосрочной перспективе - болезнь и крах.

В общем шаблоне зависимости идет такая динамика:
(1) Основная проблема существует и ее активно игнорируют (мне не везёт в жизни и это меня напрягает), тогда
(2) исходная ситуация все усугубляется (меня никто не понимает и не воспринимает всерьёз), требуя
(3) все большего использования кратковременных решений ( надо выпить, покурить, пообщаться в чате и т.д.), которые
(4) позволяют игнорировать основную проблему, которая усугубляется ... и так далее и так далее. То есть я пью (или курю, играю в компьютерные игры и т.д.), чтобы забыть о том, что моя жизнь разваливается. Когда я это делаю, я ничего не делаю для того, чтобы улучшить свою жизнь. Так что ситуация ухудшается. Когда приходится признать факты о происходящем, меня это еще больше ошеломляет, и поэтому пью, чтобы забыть ... и так далее и так далее. Здесь происходит так называемый цикл закрепления («порочный круг»).

Или вот пример зависимости от компьютерных игр. Некоторые компьютерные фанаты или «геймеры» говорят, что когда они чем-то раздражены, то лучшее средство снять раздражение – сесть поиграть. В определенной степени это действительно так, т.к. происходит перенос внимания с объекта раздражения на игровое пространство. Возможно, небольшой сеанс игры даже носит положительный характер, снимая стрессовое состояние. Но если после этого человек не пытается понять, что с ним происходило и что вызвало его раздражение, то игра превращается из средства лечения в средство заглушения внутренних проблем.
Постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Это полная аналогия с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без виртуального мира.

В основе механизмов возникновения зависимости лежат глубоко скрытые комплексы и нереализованные потенции. На типичном примере можно проследить, как психологические проблемы влияют на формирование любого пристрастия.

Наверное, каждый родитель положа руку на сердце признается, что, кто-то постоянно, а кто-то время от времени, уличает своего ребенка в том, что он что-то сделал неправильно. Обобщенно это можно сформулировать следующим образом: «Ты ни на что не способен!» или «Ты ни на что не годишься!» Что греха таить! Подобные ситуации происходят ежедневно в большинстве наших семей. При таком подходе к воспитанию у ребенка постепенно вырабатывается внутренняя установка: «Я ни на что не годен». Ему становится не интересно как-то проявляться, т.к. он заранее знает, что, что бы он ни сделал, даже если все сделано правильно с учетом его возрастных способностей и возможностей, то он все равно услышит упрек. Постоянные упреки влекут за собой разочарование и неудовлетворенность. В очередной раз ощущать подобные разрушительные для личности чувства ему не хочется. Он закрывается и занимает позицию «а мне все равно». Его жизнь становится бездеятельной, лишенной творческого начала, т.к. его внутренняя установка говорит о том, что за каждое проявление себя последует наказание, а для того чтобы этого не было, лучше «не высовываться». В то же время у каждого человека есть потребность в собственном проявлении. Внутренняя установка – «я ни на что не годен» перекрывает нормальную реализацию себя, рождая комплекс собственной неполноценности и ущербности.
Ребенок растет. Наступает время полового созревания и реализации себя как личности. Сразу проявляется старый комплекс в виде «а вдруг у меня ничего не получится? А вдруг меня будут ругать или надо мной будут смеяться». Подобные мысли сразу же “зажимают” человека. Он не дает сам себе совершать поступки, в которых он мог бы проявиться. Но человек не может постоянно находиться в “зажатом” состоянии. Ему нужна отдушина. Начинается неосознанный поиск психологической компенсации.

Например, компьютерные игры дают прекрасную возможность для этого. Однажды сыграв в какую-то игру и достигнув какого-то результата, человек получает удовлетворение как от “реализации” своих способностей, так и от осознания того, что он – не никчемность, он на что-то годен. Это во-первых. Во-вторых, даже если бы он и проиграл в игре, то всегда есть возможность переиграть и за поражение тебя никто не упрекнет, т.е. при такой “реализации“ своих желаний и допускании ошибок комплекс не проявляется. И в-третьих, т.к. компьютерные игры очень популярны, то есть возможность пообщаться с такими же игроками, рассказать о своих достижениях и получить если не восхищение, то признание. Человек находит среду, в которой он чувствует себя значимым. Появляется свой отдельный мир, в котором личность формируется на основе виртуальных побед и достижений. У человека создаются ложные представления о самом себе и своих способностях. С этими представлениями он пытается жить в реальном мире, который тут же разрушает их. Оказывается, в обычном мире ценности компьютерного игрока расходятся с общечеловеческими ценностями, а то и прямо противоречат им. Притязания на противоположный пол подчас смешны, а проявления неадекватны, т.к. живого опыта общения с девушками практически нет. Такие качества, ценящиеся в обществе, как чуткость и душевность, находятся в “замороженном” состоянии. Наступает разочарование. Вновь всплывают старые комплексы. И что самое страшное для такого человека – разрушается его псевдоличность. А это значит снова ощущать себя ущербным и неполноценным. Чтобы заглушить это чувство, как-то “укрепить” себя, человек снова бросается в виртуальный мир (уход от реальности), где он значим, одобряем (принятие роли) и где он может компенсировать свои неудачи и разочарования в жизни.

Как выйти из этого «порочного круга»?

Первое, что должно произойти, – человеку с аддиктивным поведением нужно принять и осознать тот факт, что жизнь, которую он ведет, по крайней мере, неестественна и абсурдна. Что он многого себя лишает и многое теряет в жизни. Когда приходит осознание, появляется неистовое желание узнать: “А какой жизнь является на самом деле?” Хочется реальных переживаний и реальных ощущений. Даже если это будет опасность, то пусть она будет реальной, а не иллюзорной. Это желание дает возможность человеку “выскочить” из нереального мира и позволяет первое время “держаться на плаву”.

Далее необходима работа по выявлению внутренних причин в виде комплексов, неудовлетворенности и других психологических проблем, приведших человека к зависимости. Большую помощь в этой работе может оказать традиционная и нетрадиционная психология.

Например, чтобы понять, от чего человек “бежит” и что он находит в виртуальном мире (гэмблинг), стоит обратить внимание на те игры, в которые он играет. Выявив роль, которую человек примеривает на себя в игре, можно будет увидеть, какие свойства игрового персонажа привлекают играющего. Это будут именно те свойства, которые человек хотел бы, но не может, проявить в реальной жизни и реализацию которых он компенсирует игрой на компьютере. После того как нереализованные желания выявлены, нужно понять, что из себя представляют комплексы, мешающие естественному проявлению этих желаний: в каком возрасте, в какой ситуации они возникли, из-за чего и т.д. После этого необходимо показать человеку и помочь ему осознать, что его “зажатые” желания и потенции могут быть реализованы естественным образом. Что естественная реализация только приветствуется и приносит гораздо большее удовлетворение, чем псевдореализация в игре. Это переломный период в жизни человека. Момент, во время которого он очень раним. Поэтому для него очень важны постоянная поддержка и одобрение, любящее присутствие. После первых шагов у человека появляется вкус к жизни. Он понимает иллюзорность своих старых страхов, что дает стимул к дальнейшему развитию.

Нужно понимать, что освобождение не происходит за короткий период. На это требуется время, которое зависит и от самого человека, и от степени его “погруженности” в нереальный мир, и от глубины проблем, его туда загнавших. Также нужно понимать, что человек может срываться и возвращаться к старым привычкам. Но память о тех первых шагах по освобождению, давших результаты, останется. Она поможет ему снова “встать на ноги” и продолжить начатую работу. В конце концов это принесет желаемые результаты. Человек выйдет из иллюзорного пространства, чтобы в обновленном состоянии и в реальном мире проявить все свои способности и таланты.

Отредактировано coden (2008-05-11 18:39:54)

+2

2

спасибо друг, хорошая и интересная статья, будет время всю дочитаю

0


Вы здесь » Победить онанизм » ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ЗАВИСИМОСТЕЙ » О зависимости