http://www.psystatus.ru/partner_article.php?id=37

Пожалуй, самой разнообразной в своих проявлениях категорией перверсий следует признать фетишизм - он просто неисчерпаем, как атом. Сверхценную роль для человека, преломляющего сексуальное бытие сквозь призму этой девиации, может играть все что угодно - от скульптурных изваяний и живописных полотен (пигмалионизм, иконолагния) до цвета кожи вполне одушевленного партнера (гетерохромофилия). Не говоря уже об одежде и прочих предметах туалета. В этой последней сфере классификаторы и систематики девиаций потрудились на совесть - количество терминов, вышедших из-под ученых перьев, оказалось и впрямь впечатляющим. Скажем, если индивидуум практикует в качестве фетиша обувь или другие предметы из кожи, то именуется он не иначе как ретифист.

  Среди любителей "переодеваний" выделяют целых три категории: трансвеститы, цисвеститы и гомесвеститы. О том, что трансвестизм предусматривает увлеченность одеждой противоположного пола, ныне известно едва ли не любому человеку - благодаря стараниям журналистов, киносценаристов, а также писателей, подвизающихся на ниве pulp fiction. Цисвестизм и гомесвестизм, конечно, не столь ярки, но ничуть не менее оригинальны: при первом сексуальное удовлетворение достигается лишь при переодевании в одежду хотя и своего пола, но типичную для другого возраста или социальной групы; при втором - эта "однополая" одежда непременно должна принадлежать другому человеку.

 
  Разновидности фетишизма, в основе которых лежит неравнодушное отношение субъекта к человеческим выделениям, выносятся "в свет" еще реже - в силу своей малой эстетической привлекательности. Самым ярким из таковых, пожалуй, можно признать всевозможные варианты экскрементофилии (пикацизма) - обнюхивания, ощупывания или проглатывания субстанций, для этих целей, в общем-то, не предназначенных. Сюда же относится и неуемное стремление обмазывать себя этими самыми субстанциями. Терминов, характеризующих данную группу девиаций, немало - например, индивидуум, практикующий обнюхивание не самых благоухающих мест своего партнера (или "производимой" его организмом продукции), называется осфрезиофилом, а сама перверсия именуется ренифлексом или озолагнией. Тяга к употреблению в пищу фекалий, мочи, спермы и прочих выделений в зависимости от объекта пристрастий именуется копро-, уро- спермо-фагией и т.п.

  Фетишем может являться и собственное тело индивидуума (или его отдельные части). Однако и здесь фантазии девиантного разума заставили сексологов различать нюансы: например, человека, трепетно обожающего свое тело лишь за сходство с телом субъекта пола противоположного, уже не принято называть аутоэрастом или просто "нарциссом" - это явление носит куда более длинное имя: аутомоносексуализм.

  А иной раз роль фетиша играют явления еще более странные - такие, как наличие у партнера врожденных уродств или их аналогов, приобретенных в ходе жизни. На медицинском языке эта разновидность фетишизма называется апотемнофилией - и вполне возможно, что именно такие соображения могли сыграть не последнюю роль в уже упоминавшемся поступке двух пациентов английского хирурга Ричардсона, сознательно решившихся на ампутацию собственных конечностей. И уж точно апотемнофилические мотивы толкнули на сходный поступок 72-летнего американца, погибшего в результате послеоперационной гангрены и тем самым отправившего своего не в меру милосердного хирурга в "казенный дом".

Особую категорию фетишей представляют собой физиологические и психологические особенности, свойственные представителям разных половых, возрастных и прочих групп. Нимфофилов, например, воодушевляют только лишь девушки подросткового возраста - эту девиацию в свое время канонизировал Набоков (по убеждению специалистов, нимфофилию ни в коем разе не следует "путать" с партенофилией - при таковой половое влечение девиантного субъекта направлено исключительно на зрелых девственниц). А вот пристрастие к подросткам-мальчикам, естественно, именуют уже по-другому - эфебофилией. Последняя, так же как и нимфофилия, органично вливается в рамки педофилии - одного из наиболее распрострaненных половых извращений. Есть еще геронтофилия - для адептов этой девиации сверхценную роль играют физиологические особенности старческого организма.

   
Думается, нет большой необходимости вдаваться в подробное описание перверсии, имеющей массу названий - зооступрум, зооэрастия, бестиофилия, содомия... Под этими терминами понимается скотоложество, свойственное, как ни странно, не только индивидуумам с различными степенями слабоумия. Экстремальной разновидностью данного извращения считается так называемый зоосадизм ("близкий родственник" ктиномании - патологического влечения к живодерству).

По логике повествования, сейчас самое время перейти к следующей "перверсионной директории" - садомазохизму. Садисты, названные так в честь известного маркиза, как известно, не мыслят сексуальной гармонии без причинения партнеру "страданий и унижений". Способы, при помощи которых эти самые страдания и унижения доставляются, могут быть самыми разными - и каждый из таковых порождает очередной мудреный термин. Скажем, при вампиризме обязательным условием получения удовлетворения служит вкус крови партнера, а вот приверженцам флагеллантизма (дипольдизма) просто жизненно необходима плеть (во всех ее технических проявлениях).

  Несколько в стороне от столь воинственных разновидностей эрототиранизма находятся так называемые салироманы - люди, чья реализация садистических наклонностей сводится к мазанию партнера фекалиями, мочой, спермой, грязью и т.д. Просьба не путать с экскрементофилией - если помните, при таковой человек обмазывает себя, а не других. Впрочем, путать, пожалуй, в данном случае вполне позволительно: дело в том, что ученые мужи до сих пор не пришли к выводу, куда отнести так называемый поллюционизм (мазание спермой) - к фетишизму, садизму, салиромании или экскрементофилии... Условно к салироманам можно причислить и субъектов, практикующих копрофемию (намеренное произнесение грязных и циничных ругательств в присутствии лиц противоположного пола). Кстати, то же самое, но осуществляемое по телефону, именуется уже телефоноскатофилией - а вот как назвать аналогичную практику, имеющую место в чате, пока не знаю: похоже, что до этого феномена еще не добрался пытливый ум систематиков. Хотя, вполне возможно, что я ошибаюсь.

Мазохизм (или пассивную алголагнию) ныне редко выделяют в особую катерию - таковой все больше упоминается в рамках единого термина с садизмом. Тем не менее, и у пассивной алголагнии имеются собственные разновидности - клизмофилия, например. Адепты этой сексуальной идеи получают удовлетворение, третируя собственный задний проход очистительными клизмами, медицинскими свечами, а подчас и более необычными предметами - снарядами от зенитных установок или мороженой рыбой. Более типичными проявлениями мазохизма являются своего рода "ролевые игры", когда человек обожает изображать слугу (пажизм), раба (сервелизм), а то и вообще - домашнее животное "хозяина"-садиста.

А при таком вычурном варианте пассивной алголагнии, как кандаулезизм (имеет черты как мазохизма, так и эксгибиционизма), индивидуум достигает возбуждения, лишь демонстрируя собственную обнаженную супругу (или просто партнершу) другим мужчинам. В ряде случаев мазохизм бывает весьма опасным для персоны, им одержимой, - поскольку может привести к увечьям, а то и самоубийству.

Довольно обширную группу отклонений от так называемой среднестатистической нормы представляет еще одна девиантная "директория" - та самая, большая часть вариантов которой начинается с "некро". Не хотелось бы останавливаться на совершенно "чернушных", чикатилоподобных ее формах типа некросадизма (бертранизма) и некрофагии.

  Поэтому скажу буквально пару слов об относительно "безобидных" проявлениях некрофильных (ликантропных) тенденций. Например, в эту группу перверсий можно условно отнести танатофилию - сексуально окрашенное фантазирование на тему собственных смерти и погребения, равно как и просто нездоровую влюбленность в тематику, связанную со смертью. Некоторые специалисты считают, что очень близко к некрофилии и половое влечение к людям, находящимся в бессознательном состоянии (или просто спящим). Должно быть, не в последнюю очередь из этих соображений сношение со спящей супругой испокон веков сурово осуждается канонами иудаизма

.
  Есть еще огромное количество половых извращений, "зависших" между вышеупоминавшимися категориями, либо входящих одновременно в несколько из них. Семантические проблемы классификации таких сексуальных девиаций практически неразрешимы. Можно ли, например, "приписать" фроттеризм (получение удовлетворения при трении или прикосновениях к телу облюбованного объекта) к эксгибиционизму? Или резоннее признать его особой техникой петтинга? Вопрос этот открыт для дискуссий и по сей день, а несчастный фроттеризм занимает свою собственную рубрику в классификации. Куда отнести сам эксгибиционизм вообще и сексуальный плюрализм (сверхценную потребность в групповом сношении) в частности? И как определить место в этой запутанной классификации таких перверсий, как вуайеризм ("сексуальное подглядывание") и эксаудиризм (аналогичное "подслушивание")? Часть этих перверсий считается самостоятельными типами, представляющими одноименные рубрики в классификациях, часть - собрана в рубрику "другие парафилии".

Я намеренно игнорирую широко известные сексуальные отклонения - типа мужеложства. О них и без этой заметки сказано немало. Оговорюсь лишь, что большое количество указанных выше половых извращений можно классифицировать и с позиций гомосексуальности, гетеросексуальности или обоеполой ориентации...

Не знаю, как у вас, а у меня сложилось впечатление, что чрезвычайно динамичное многообразие, демонстрируемое в этой области богатой фантазией Homo Sapiens, ставит под сомнение необходимость какой-либо классификации сексуальных извращений вообще. К примеру, четко и лаконично систематизировать вычурные перверсии, встречающиеся даже не в анналах мировой психиатрии и сексопатологии, а лишь в одном-единственном романе "Голубое сало", попросту невозможно. Должно быть, для тех, кто занимается профессиональной коррекцией этой группы нарушений, имеет смысл конкретное описание отклонений у данного конкретного пациента. Так, собственно, и относятся к этой проблеме многие практики (медицинские, имеется в виду).

Перечитал сейчас заметку - и вынужден констатировать, что она похожа на скромно аннотированный мини-путеводитель по человеческим половым девиациям. Если вас еще не окончательно измотали термины, коими пестрит текст, то хотел бы сказать пару слов про так называемые девиантные тенденции. Под этим заковыристым словосочетанием принято понимать наклонности к определенным парафилиям, не реализуемые человеком по ряду причин. Например, к девиантным тенденциям относятся сновидения, в коих индивидуум участвует в сексуальных действиях, похожих на описанные выше. К таким тенденциям причисляют и аналогичные фантазии наяву, сопровождаемые мастурбацией. По мнению специалистов, такого рода наклонности отнюдь не являются редкостью - девиантные тенденции хотя бы раз в жизни отмечают у себя миллионы людей. Другое дело, что у подавляющего большинства даже не очень ясное осознание таких потребностей способно вызывать страх, препятствующий их реализации. Блокированные страхом запретные тенденции нередко напрочь вытесняются из сознания человека, больше не досаждая ему. Однако, если у индивидуума не проходит беспокойство по поводу имеющихся девиантных тенденций, то помощь психотерапевта может оказаться ему весьма полезной.

Сексуальные норма и девиации напоминают картину спектра солнечного света, рассматриваемую под большим увеличением, - когда видны оттеночные переходы между основными цветами. При желании можно без труда найти проявления фетишизма (чулки-подвязки, белье, туфли на высоком каблуке, и т.д.) в сексуальных пристрастиях едва ли не половины мужского населения планеты. Можно с некоторой натяжкой усмотреть элементы пиролагнии в горящих каминах и зажженных свечах, которые, как известно, считаются едва ли не эталонными характеристиками интимной обстановки. А иной раз в сексологической литературе можно даже встретить перечисление почти откровенно девиантных признаков в качестве... проявлений нормальной сексуальности (оргазменная копрофемия, свойственная некоторым женщинам с бурным сексуальным темпераментом).

  Все это те самые "оттенки" в условной спектральной картине половой нормы и патологии, которые (к счастью) занимают наиболее значительную часть этого самого спектра. Трудно сказать, для какого числа людей секс потерял бы свою привлекательность, если бы таких "оттенков" не существовало. Иное дело - "цвета" этого сексуального "спектра", представленные в психиатрических классификациях. Но о них следует говорить уже в рамках другой заметки.

Сергей Гончар